NISSAN QASHQAI: ДЕСЯТИЛЕТНИЙ МИЛЛИОНЕР

В 2017 году свой 10-летний юбилей отмечает полюбившийся многим россиянам кроссовер Nissan Qashqai. Модель обрела успех не только у нас, но и во многих других странах мира. Давайте попробуем разобраться почему.

Renault и Nissan создали альянс в 1999 году. Тогда же Карлос Гон, ныне — президент, а тогда — операционный директор объединения, заявил о желании уделить внимание моделям для Старого Света. Для реализации этой инициативы, в первой половине 2002 года делегация из 25 европейских инженеров Nissan отправилась в Японию, чтобы приступить к созданию хэтчбека C-класса. Планировалось, что он станет конкурировать с Volkswagen Golf Plus и Seat Altea.

Вскоре в Nissan посчитали, что проект вряд ли принесет компании ощутимую прибыль. Тогда же было принято решение разработать городской кроссовер. В компании хотели, чтобы новая модель сочетала в себе универсальность и практичность SUV с проворством и экономичностью хэтчбеков. В то же время впервые всплыла фраза «городской кочевник», которая вывела маркетологов на иранское племя кашкаев и помогла определиться с именем для модели.

Автомобиль предназначался в первую очередь для европейского рынка, поэтому конструированием занимался британский центр по разработкам Nissan. Также компания объединила усилия ответственных за экстерьер японских дизайнеров и их американских коллег, которым была вверена работа над интерьером.

Легенда номер J10

Концептуальная версия Qashqai был представлен на Женевском автосалоне, в марте 2004 года. Однако автомобильные издания отреагировали на новинку скептически.

Это не остановило ниссановцев, которые уже в декабре 2006 года собрали первый экземпляр Qashqai на своем предприятии в Сандерленде и запустили серийное производство. В январе 2007-го состоялась презентация для журналистов, целью которой было разубедить скептиков. Однако после этого о Qashqai всё равно говорили с недоверием.

Продажи модели начались в феврале. Несмотря на не самые лестные отзывы журналистов, Qashqai начал быстро завоевывать популярность: конкурентов в этом сегменте не было. В результате за первый год продали 160 тысяч экземпляров, что на 40 тысяч превысило план компании. После этого завод перешел на трехсменный график работы.

В России Qashqai оценили сразу. Возможно, кроссовер пришёл в удачный момент: весь отечественный авторынок рос невероятными темпами. При этом базовая версия Кашкая стоила лишь немногим больше хэтчбека C-класса.

К 2008 году сомнения в необходимости этой модели отпали сами собой. Вместо этого почтовые ящики Nissan наполнились жалобами на малую вместительность кроссовера. Ответом на них стал выпуск семиместного Qashqai +2, в котором подросла колесная база, высота салона и длина кузова. Увеличился и объём багажника. Это снова стало точным попаданием в рынок: только в Европе разошлось 235 тысяч «плюсов».

Однако и в этот раз не обошлось без критики. Новичка ругали за малую динамику и повышенный расход: масса автомобиля увеличилась на 100-150 кг, а силовые агрегаты остались теми же. Впрочем, инженеры Nissan постарались минимизировать эти факторы, перенастроив шасси.

К 2010 году реализовали уже 1,2 миллиона машины. В Nissan посчитали, что пришло время для рестайлинга и компания обновила обе модели. Улучшилось качество сборки, уровень материалов отделки. Инженеры решили проблему с облезающим покрытием руля, пластиковых деталей интерьера, козырька приборной панели. Новые Qashqai на ходу стали более тихими, плавными, о чем и просили многие покупатели. Перечень устанавливаемого оборудования пополнился системой кругового обзора, которая является одной из самых востребованных и поныне.

Говорить о том, что первый Qashqai был безупречен, нельзя. «Болячки» у модели есть и их немало. Однако вряд ли их больше, чем у моделей, которые конкурируют с Кашкаем сегодня. Главная проблема заключалась в том, что кроссовер принимали за полноценный внедорожник. Это вызывало жалобы на «сверчки» в салоне, хрупкость подвески и рулевого управления, которые быстро «умирают» при активной езде по разбитым дорогам.

Юный миллионер

Второе поколение Кашкая презентовали на закрытом мероприятии в ноябре 2013 года. В марте 2014 года автомобиль появился на Женевском автосалоне. Кроссовер прибавил в ширине, длине и убавил в высоте, отчего стал казаться более мускулистым и обтекаемым. Важным изменением стало увеличение багажника до 430 литров, ведь Qashqai +2 покупали не столько из-за третьего ряда, сколько из-за возможности перевозить с собой больше груза. С выходом второго поколения эта версия стала больше не нужна. Часть её покупателей пересела на новый Qashqai, часть — на X-Trail.

Улучшилось и оснащение. Взять хотя бы комплекс активной безопасности Safety Shield, в который входят системы контроля внимания водителя, экстренного торможения, распознавания знаков и не только. Менее чем за два года Nissan продал более 500 тысяч Кашкаев. Производственные темпы достигли уровня, при котором каждые 62 секунды с завода в Сандерленде сходит готовая машина.

В 2015 году сборочное предприятие Qashqai развернули в Санкт-Петербурге. На нём стали сразу же выпускать локализованную модель, которая отличалась от европейской по 200 пунктам. Самыми заметными изменениями стало внедрение «икстрейловских» подрамников, увеличение колеи и новые настройки ходовой. Дорожный просвет модели подрос на 10 мм и достиг отметки в 200 мм.

Увеличилась и цена второго поколения, по сравнению с первым. Базовая версия Qashqai стала стоить от 1 154 000 рублей. Это сформировало определенные ожидания, которые были оправданы не полностью. Кому-то не хватало мощности отопителя, кому-то — плавности хода, кому-то — шумоизоляции. Те же, кто брал Кашкай для частых вылазок на бездорожье, жаловались на склонность вариатора к перегреву. Это неизбежно, ведь экстремальные нагрузки не идут на пользу ни одной трансмиссии. В остальном устанавливаемый вариатор Jatco JF016E проявил себя с лучшей стороны. Он оказался быстр, надежен и экономичен.

Только в России за 10 лет было продано 260 тысяч Nissan Qashqai. Мировой же показатель в феврале превысил планку в 3,3 миллиона. За 2016 год автомобиль занял лидирующую позицию на европейском рынке субкомпактных кроссоверов и стал самой массовой моделью парки, продающейся на территории Старого Света. В планах компании выход на рынки Канады и США. В штатах он будет продаваться под псевдонимом Rogue Sport.

Что дальше

Сегодня Nissan Qashqai успешно конкурирует за внимание потребителя с 21 моделью разных марок, среди которых есть и более доступные, и более дорогие машины. Количество моделей в этом сегменте постоянно растет. Именно поэтому у Nissan нет выбора: чтобы сохранить лидирующие позиции, им нужно совершить очередной прорыв, вложить время и деньги в подготовку третьего поколения Qashqai, которое должно выйти в 2020 году.

Если у Вас возникли вопросы, мы с радостью на них ответим по телефону +7 (846) 9 77777 9 или в салоне по адресу
г. Самара, ул.Новоурицкая, 22А