Чем дизельный двигатель отличается от бензинового?
Если вы все еще думаете, что дизельный двигатель отличается от бензинового лишь используемым топливом, предлагаем разобраться в этом вопросе более подробно прямо сейчас. Мы узнаем, в чем достоинства и недостатки каждого из типов моторов, и чем еще они отличаются друг от друга.
Мощность и момент
Дизельный мотор уступает бензиновому ДВС в плане мощности на старте, но сильно превосходит в крутящем моменте. Он отличается хорошей стабильностью, что особенно важно в случае затяжных обгонов на трассе, тем более при движении в гору. Большой крутящий момент – это плюс в случае, если речь идет о перевозке на автомобиле тяжелых грузов или буксировке транспортных средств.
КПД дизеля выше, чем у мотора на бензине, вследствие чего стоимость одного километра поездки, как правило, меньше. Этому не препятствует даже тот факт, что дизель на АЗС продается дороже.
Для преимущественно городской езды лучше подходит машина с бензиновым ДВС. Дизельный, в свою очередь, оптимально проявляет себя в дальних поездках по трассе, в том числе с нагрузкой.
Уровень шума
Из-за особенностей принципа работы дизельный мотор издает больше шума и вибраций, нежели бензиновый. Это обусловлено тем, что в его цилиндрах поддерживается более высокое давление для воспламенения топлива. Конечно, ситуацию немного спасает хорошая шумоизоляция салона и моторного отсека. Однако в автомобилях бюджетного и среднего сегментов ее встретишь не часто.
Токсичность
Основные продукты «жизнедеятельности» дизельного мотора – оксиды азота и сажа. Последняя в природе разлагается относительно быстро и не успевает нанести значительного вреда. К тому же с учетом меньшего расхода топлива дизельный ДВС является далеко не самым вредным двигателем.
Бензиновый мотор выделяет больше углекислого газа в сравнении со своим конкурентом. Долгое время считалось, что продукты сгорания бензина сильно вредны для природы. Это действительно так, если мы говорим о старых ДВС. В новых авто есть система фильтрации, которая снижает вред.
Безопасность
В моторах, работающих на дизеле, не используется система зажигания в ее классическом виде, как у бензиновых ДВС. Более того, дизельное топливо воспламеняется гораздо сложнее, чем бензин, и не так интенсивно испаряется на воздухе. В совокупности это делает такой вариант мотора более безопасным в эксплуатации. С другой стороны, бензиновый ДВС тоже не доставит вам проблем, если соблюдать элементарные правила безопасности, в том числе не курить во время заправки.
Эксплуатация
Дизельный мотор чувствителен к качеству топлива и плохо переносит низкие температуры. Дизель без специальных «арктических» присадок замерзает в среднем при -35°С, загустевая еще раньше.
Уже при -15°С могут возникнуть серьезные проблемы с запуском двигателя. Конечно, с этим можно бороться путем заправки специального дизеля и/или использования отопительного оборудования.
Стандартный бензин, в свою очередь, начинает густеть только при сильнейших морозах до -55-60°С.
Долговечность
Для сборки ДВС на дизеле используются более прочные детали, в том числе блок цилиндров, ГБЦ, коленчатый вал. За счет этого срок службы такого мотора в среднем несколько выше в сравнении с бензиновым агрегатом. Однако многое зависит от качества топлива. Если на нем сильно экономить, дизельный мотор может прослужить даже меньше, чем неприхотливый бензиновый двигатель.
По обозначенной выше причине мотор на дизеле при аналогичном объеме всегда тяжелее и крупнее в сравнении с бензиновым. Более толстый металл используется не просто так – он должен сдерживать высокое давление, нагнетаемое внутри цилиндров для корректного поджига дизеля.
Дизельный мотор не так сильно боится воды, как бензиновый. Это связано с тем, что в работе такого ДВС электричество используется не постоянно, а только при запуске. Однако гидроудару одинаково подвержены оба типа моторов, так что не рекомендуется испытывать их на прочность ездой в воде.
Обслуживание
Ремонт и обслуживание топливной аппаратуры дизельного мотора обходятся заметно дороже по сравнению с сервисом в отношении конкурента на бензине. Причем здесь наблюдается прямая зависимость от качества топлива. Это еще одна из многочисленных причин не экономить на АЗС.
Стоимость топлива
Дизельное топливо стоит дороже бензинового за один литр. Казалось бы, лучше покупать бензин и экономить, но не все так просто. Средний расход дизеля меньше в сравнении с бензином (около 15-20% экономии), и здесь заметная разница в стоимости топлива становится не такой уж большой.
Не зря про дизельные ДВС говорят, что их эксплуатация – это экономия в долг. Влияние на кошелек наиболее заметно при регулярных поездках на большие расстояния. При годовом пробеге до 30 тысяч километров особой экономии благодаря низкому расходу вы практически не заметите.
Заключение
У обоих типов моторов есть свои преимущества и недостатки. Нельзя однозначно сказать, какой из них лучше или хуже – каждый из них лучше подходит для тех или иных условий эксплуатации. Также не стоит при выборе машины руководствоваться только потенциальными расходами на топливо.