Что такое дроссельная заслонка и зачем её чистить

Даже далекие от мира машин и их ремонта люди наверняка слышали про дроссельную заслонку или дроссель. Но мало кто знает, что ее нужно еще и регулярно чистить, и, если это не делать, стоит ждать больших проблем с двигателем. Давайте узнаем, где находится дроссельная заслонка, зачем ее нужно периодически чистить, а также с какой частотой и как правильно это необходимо делать.

Что такое дроссельная заслонка

Дроссельная заслонка – это механизм, который регулирует поток воздуха в бензиновом двигателе. Положение именно этой детали изменяется при нажатии и отпускании педали акселератора, также известной в народе как «педаль газа». Нажимаете – дроссель поворачивается и пропускает больше воздуха, топливная смесь обогащается, мощность двигателя возрастает. Отпускаете – все наоборот.

Датчик холостого хода, установленный на дросселе, позволяет бензиновому ДВС работать даже при отпущенной педали газа. В целом дроссельная заслонка отвечает за несколько важных задач сразу:

  • изменение количества оборотов и мощности ДВС;
  • эффективность тормозной системы (они связаны);
  • поддержание оптимального расхода топлива;
  • соблюдение экологических требований (косвенно).

Так как узел и правда важный, его загрязнение приводит к целому ряду проблем. О них чуть позже.

Где находится дроссельная заслонка

Место расположения дроссельной заслонки зависит от типа бензинового ДВС. Так, на атмосферных моторах механизм устанавливается непосредственно после воздушного фильтра (за его корпусом).

На двигателях с турбокомпрессором за воздушным фильтром находится непосредственно турбина. Затем может быть установлен интеркулер, и только после него расположена дроссельная заслонка.

В любом случае дроссель надо искать на участке магистрали между воздушным фильтром и входом впускного коллектора. Обычно механизм находится в отдельном корпусе, из него выходит тросик.

Почему загрязняется дроссель

Загрязнение дроссельной заслонки – естественный процесс, который происходит независимо от того, насколько бережно и часто автовладелец использует машину. Вопрос здесь только в скорости процесса. Есть факторы, которые особенно заметно влияют на засорение дроссельного механизма:

  • Некачественное топливо. Бензин низкого качества имеет осадок, который может попадать в дроссельный узел и трансформироваться в нагар на внутренней части его стенок. Спустя время слой обгоревшего осадка увеличивается, приводя к некорректной работе механизма.
  • Засорение фильтров. Это касается именно воздушной фильтрации. Состояние и пропускная способность фильтра воздуха влияет на состояние дросселя.
  • Грязь во впускной системе. Кроме засорения воздушного фильтра есть и другие причины для попадания грязи во впускную систему. В том числе это появление структурных дефектов в воздуховоде, из-за чего воздух попадает в дроссель в обход фильтрующего элемента.

Если исключить эти негативные факторы, можно увеличить период между чистками дроссельной заслонки до 50 и более тысяч километров пробега. Однако полностью отказаться от очистки нельзя.

Зачем нужно чистить дроссель

Регулярная чистка дроссельного механизма избавляет автовладельца от целого ряда проблем. Так, если с заслонкой все в порядке, вам не придется переплачивать за эксплуатацию машины, ведь при чистом механизме расход топлива остается адекватным, чего не сказать про засоренный дроссель.

Длительная эксплуатация автомобиля с засоренной или неисправной заслонкой негативно влияет на ресурс двигателя внутреннего сгорания. Частые провалы мощности и вибрации медленно, но в то же время уверенно расшатывают соединения, увеличивают степень износа механизмов, могут повлиять на усталость металла. В конечном итоге приближается дорогой капитальный ремонт ДВС.

Как часто нужно делать очистку дроссельной заслонки

В целях профилактики дроссельную заслонку рекомендуется чистить раз в 30-40 тысяч километров пробега. Автопроизводители не вводят конкретного регламента для обслуживания механизма. Из-за этого автовладельцам остается следить за признаками, указывающими на потребность в чистке.

Как понять, что пора чистить дроссель

Есть несколько характерных «симптомов», по которым можно понять, что пора чистить дроссель. В первую очередь это заторможенная реакция двигателя на нажатие педаль акселератора, то есть с момента нажатия до повышения оборотов проходит больше времени, чем обычно, и это заметно.

Кроме ухудшения обратной связи педали акселератора на практике встречаются и другие признаки:

  • нестабильные обороты двигателя – то выше, то ниже без нажатия педали газа;
  • ощутимое подергивание мотора при низких оборотах и на малой скорости;
  • ДВС непроизвольно глохнет как на холостых оборотах, так и во время движения.

Насторожить автовладельца должен и увеличившийся без видимых на то причин расход бензина.

Как правильно чистить заслонку

Есть два метода чистки дроссельной заслонки – со снятием и без. Второй вариант может показаться более простым и быстрым, и для большинства автовладельцев так и есть. Однако только чистка со снятием дросселя может гарантировать 100% удаление отложений на внутренних стенках детали.

В домашних условиях рекомендуется использовать специальное химическое средство, которое так и называется: «Очиститель дроссельной заслонки». В продаже можно найти большой выбор таких средств от различных брендов по разным ценам. Чтобы не ошибиться, читайте отзывы покупателей.

Инструкция по использованию специальных очистителей дросселя выглядит следующим образом:

1. Тщательно встряхните баллон со средством для очистки дроссельной заслонки.

2. Заведите двигатель и дайте ему немного поработать на холостом ходу для разогрева.

3. Откройте моторный отсек, снимите корпус воздушного фильтра и выньте сам фильтр.

4. Небольшими порциями распыляйте средство так, чтобы оно попадало в дроссель.

Четвертый шаг повторяется ровно столько раз, сколько нужно для полного очищения внутренних поверхностей дросселя от загрязнений. Не исключено, что в процессе чистки придется несколько раз незначительно увеличивать количество оборотов двигателя, чтобы не давать ему заглохнуть.

Что касается чистки со снятием, суть остается той же – распыление специального средства, однако дроссель перед этим демонтируется для более удобного доступа ко всем поверхностям механизма. Сразу откажитесь от использования металлических щеток и различных абразивных материалов, так как в противном случае есть риск повредить антифрикционное покрытие заслонки из молибдена.

Стоит ли чистить дроссель самому

Самостоятельная очистка дроссельной заслонки – это долго, сложно и не очень удобно, особенно когда в этом нет никакого опыта. К тому же всегда есть риск усугубить ситуацию и добавить причин для ремонта, неправильно снять или установить механизм. Все это повышает цену обслуживания.

Оптимальный вариант – визит в автосервис для диагностики и очистки дроссельной заслонки. Этим займутся мастера с опытом, которые точно не совершат никаких ошибок и сделают все оперативно. Наши специалисты с большим опытом, всегда готовы предоставить вам свои услуги в нашем сервисном центре ЭКСПЕРТ САМАРА на Ново-Урицкой 22. Предварительная запись по номеру телефона 8(846)9 7777 11.