ПУСТЬ БУДУТ «ДОРОГИ ЖИЗНИ»!
Если верить статистике, наибольшее количество случаев неестественной смерти приходится на гибель людей в автомобильных катастрофах.
Этой проблемой озабочены не только общественники, эксперты, но и властные структуры. Недавно Президент поставил перед правительством задачу: к 2030 году снизить смертность на дорогах практически до нуля. Своё видение – как достигнуть поставленной цели - сформулировали на всероссийском совещании главы автоинспекций субъектов федерации. Их концепция состоит из десяти пунктов, каждый из которых определяет свое направление для профилактики и предотвращения ДТП на российских дорогах.
1. РАЗДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ
Опираясь на статистику, эксперты подсчитали, что разграничение потоков противоположного движения снижает показатели аварийности на 20 процентов. Значит, часть вины за гибель людей на дорогах лежит и на проектировщиках дорожной инфраструктуры. Видимо, разделение потоков станет обязательным для всех наземных направлений в стране. Насколько реально реализовать это на практике за 11 лет?
2. ПЕШЕХОДЫ ОТДЕЛЬНО
Количество автомобилей на дорогах растет непрерывно. Что бы ни говорили, а тенденция к улучшению качества российских дорог наблюдается во многих регионах. Чем лучше дорожное покрытие, тем незаметней скорость за рулем, и фиксаторы превышения скоростного режима для некоторых водителей не преграда. Да что уж говорить о штрафах? Попадаются лихачи, которым и красный сигнал светофора – не правило. Спасение для пешехода только одно - отдельные от автомобильного движения надземные и подземные переходы. В случаях, когда «народная тропа» сформирована, оснащение таких участков светофорами с «зебрами».
3. ДЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Просвещение юных участников дорожного движения, ознакомление их с правилами безопасного поведения на дорогах, практическое обучение этому, должно быть приоритетным направлением профилактической работы. Страшная статистика детской смертности в ДТП просто обязывает акцентировать, сосредоточить усилия родителей, педагогов, автоинспекторов на этом аспекте проблемы.
Воспитание поколения дисциплинированных пешеходов и водителей – задача, результаты и эффективность выполнения которой можно увидеть только в будущем. Именно поэтому нужен тщательный, прогнозируемый подход, т.к. ошибки могут привести к непоправимым последствиям.
4. ТЕХОСМОТР: НАЗАД В ГИБДД
Возвратить техосмотр в госведомство пока предлагается сделать обязательным для владельцев грузового и пассажирского транспорта. К этому решению подталкивает статистика аварий на дороге, произошедших в результате неисправности транспортных средств, и повлекших гибель людей. Пристальное внимание к перевозчикам в этом вопросе объяснимо: количество пострадавших в результате «недообследованности» автобуса может исчисляться десятками. Представители автоинспекции предлагают ввести обязательный техосмотр для пассажирского и грузового транспорта дважды в год под контролем собственных специалистов.
5. ПЕРЕВОЗЧИКАМ – ЛИЦЕНЗИИ
Существующее положение дел с лицензированием пассажироперевозок предлагается усовершенствовать и доработать. Для предприятий, занимающихся перевозками людей по рейсовым маршрутам, это означает усиленный контроль за графиками работы водителей общественного транспорта. Главное - не допускать переработок и исключить фактор усталости из предпосылок создания аварийных ситуаций. Планируется проводить более плотную работу с руководителями АТП по соблюдению баланса труда и отдыха работников. А вот частным извозчикам, практикующим разовые перевозки пассажиров, стоит насторожиться, так как не исключено, что и их деятельность будет подлежать обязательному лицензированию. Хотя механизм внедрения новшества пока непонятен.
6. НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ
Основной фактор создания аварийных ситуаций, безусловно – человеческий. Электротехнические новинки позволяют переложить часть ответственности с водителя за несознательность при вождении. В новейших моделях ведущих автопроизводителей уже появились интеллектуальные технологии, предотвращающие столкновение, выезд на полосу встречного движения, «видящие» пешеходов. «Умный» автомобиль может даже сам прекратить поездку, если система проанализирует неспособность водителя продолжать движение. Каким образом и для кого будут внедряться подобные технологии пока не объясняется, но стремление прогрессивно мыслить не может не радовать.
7. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ НОУ-ХАУ
Внедрять новинки нужно по закону. Привлекать к ответственности без юридических на то оснований - не получится. В связи с этим, думается, до массового появления общественного транспорта на автопилоте нам еще далеко.
8. ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Снова возвращаемся к цифрам: больше половины автолюбителей, лишенных права управлять транспортным средством, нарушают закон, продолжая ездить по документам, которые должны были сдать в ГИБДД. Представители ведомства также отмечают распространенность случаев, когда водитель ездит по чужим правам, например, вследствие внешней схожести с настоящим владельцем. В большинстве случаев сотрудник ДПС лишь выявляет наличие и соответствие документов, не пробивая по базе. С введением электронных прав, на сверку с базой данных потребуется гаджет и несколько секунд времени.
9. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Многие пострадавшие в ДТП, констатируют медики, «не доезжают» до больницы из-за не оказанной или неправильно оказанной первой помощи. Видимо, в будущем к водительским правам нужно будет прилагать сертификат младшего медработника.
10. ОБНОВИТЬ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ГИБДД
Сотрудники автоинспекции считают имеющуюся в их распоряжении технику недостаточно эффективной.
Не хочется подвергать сомнению, что составители концепции искренне и глубоко осмыслили поставленную перед ними задачу. Вот только создаётся впечатление, что она, в основном, призвана решать проблемы сегодняшнего дня. А ведь, скорее всего, через пять, и тем более – через 10 лет жизнь поставит нам совершенно иного уровня и качества проблемы, связанные с автомобильным транспортом и движением на дорогах.
Если у Вас возникли вопросы, мы с радостью на них ответим по телефону +7 (846) 9 77777 9 или в салоне по адресу
г. Самара, ул.Новоурицкая, 22А