Как подготовить автомобильный аккумулятор к зиме
Зимой автовладельцы нередко сталкиваются с полным отказом аккумулятора. Причина в том, что на морозе батарея разряжается быстрее, и заряд не успевает восстанавливаться. Рабочий ресурс аккумулятора быстро сокращается. Мы расскажем, как подготовить АКБ к зиме, чтобы не столкнуться с отказом в самый неподходящий момент.
Почему зимой батарея разряжается быстрее
Мороз — это экстремальные условия для эксплуатации аккумулятора. На ресурс АКБ влияет сочетание сразу нескольких негативных факторов:
- Холодный пуск двигателя
Каждый раз при запуске стартер активируется многократно, пока напряжение и сила тока не достигнут нужных параметров. Чтобы ускорить процесс и снизить нагрузку на АКБ, можно предварительно включать в автомобиле фары. Пусть фонари горят в течение 3-5 минут. За это время аккумулятор немного разогреется, и запуск двигателя пройдет быстрее. - Повышенный расход электроэнергии
Зимой в салоне активно работает печка, включается обогрев зеркал, стекол, сидений. Батарея быстро разряжается. Снизить расход можно только ограничив время работы дополнительного оборудования. Например, на время прогрева двигателя можно не включать печку в салоне. - Короткие поездки
Заряд АКБ восстанавливается во время движения автомобиля. Если поездки непродолжительные, времени работы генератора недостаточно, чтобы подзарядить батарею. При правильной подготовке аккумулятора к зиме этот фактор не будет критичным.
Как подготовить АКБ к морозам
Перед наступлением холодов необходимо провести стандартное обслуживание аккумулятора: снять его с автомобиля и проверить электролит. Рассказываем, как это сделать.
Снимаем АКБ
Размыкаем сначала клемму «-», потом «+» и отсоединяем крепление. Если снимать контакты в обратной последовательности, может произойти замыкание.
Извлекаем аккумулятор в ровном вертикальном положении. Нельзя доставать АКБ рывками, наклонять ее в разные стороны, стучать по корпусу, чтобы не нарушить герметичность. Внимательно осматриваем вентиляционные отверстия и при необходимости прочищаем.
Обязательно очищаем корпус АКБ. Для этого можно использовать содовый раствор: 1 ч. л. соды на 1 стакан воды. Любые загрязнения ускоряют саморазряд АКБ.
Проверяем электролит
При работе с АКБ помните, что электролит — это едкий раствор серной кислоты. Все манипуляции лучше производить в перчатках, спецодежде, соблюдая осторожность.
Контроль объема
Большинство современных аккумуляторов выпускаются в прозрачном корпусе, поэтому объем электролита можно оценить визуально. Для контроля есть метки минимального и максимального уровня. Если в банке мало электролита, можно долить дистиллированную воду, но в небольшом количестве.
Контроль плотности
Для измерения плотности используется ареометр. Устройство погружают в электролит и смотрят, до какой отметки поднимется жидкость. В норме плотность должна составлять 1,2 г/см3 и больше. Если значение ниже, необходимо зарядить аккумулятор. В процессе зарядки плотность электролита повышается до 1,27 г/см3 — это оптимальный показатель.
Измеренные значения должны быть одинаковыми во всех банках. Если разница плотности превышает 0,01, необходимо ее выровнять. Сделать это можно двумя способами:
- понемногу добавлять в банку с меньшей плотностью электролит с большей плотностью, периодически контролируя результат;
- поставить АКБ на выравнивающую зарядку.
Чистим клеммы
Контакты зачищаем наждачной бумагой и покрываем токопроводящим составом. Смазка обязательна, так как она защищает металл от коррозии. Если на клеммах появляется ржавчина, загрязнения, контакт ухудшается, и батарея разряжается быстрее.
Возвращаем АКБ в подкапотное пространство, затягиваем крепеж.
Проверяем работу электросистемы
Сеть должна быть исправной, потому что дополнительные нагрузки снижают ресурс аккумулятора.
Необходимо проверить проводку, устранить дефекты. Любая утечка в сети зимой повышает риск отказа АКБ.
Тестируем электрогенератор
Напряжение на выходе электрогенератора должно составлять не менее 13,8 В. Если значение ниже, АКБ просто не успеет зарядиться во время поездки.
Для измерения напряжения используется мультиметр. Контакты устройства присоединяют к клеммам аккумулятора и смотрят показатель на дисплее: значение должно находиться в диапазоне 12,5-12,7 В. При включении двигателя напряжение поднимается до 13,8-14,5 В.
Если показатели ниже, необходимо заменить генератор.
Утепляем капот
Каждый раз после поездки батарею закрывают чехлом из негорючего материала. Можно вырезать утеплитель из большого куска или купить готовое изделие в автомагазине.
Почему нельзя доливать электролит
Уровень электролита в банках снижается за счет выкипания воды. Концентрация кислоты при этом увеличивается, что сопровождается с оседанием сульфатов на пластинах. Если долить еще электролит, концентрация еще повысится, и аккумулятор быстро выйдет из строя. Поэтому уровень доводят только дистиллированной водой.
Правильная подготовка АКБ к зиме позволит пользоваться автомобилем даже в самые сильные морозы. Надеемся, что наши советы в этом помогут.