Как хранить АКБ в зимний период
С приходом холодов машин на улице становится меньше. Часть водителей реже выезжает на дорогу, а некоторые вообще отказываются от вождения автомобиля зимой. И если с заменой и хранением резины все более или менее понятно, то, как ухаживать за остальными узлами транспорта известно не всем. Аккумуляторная батарея – это часть автомобиля, требующая отдельного подхода к хранению и эксплуатации в холода.
Особенности эксплуатации АКБ в зимний период
Ухаживать за аккумулятором зимой необходимо. Длительные простои плохо сказываются на АКБ:
- батарея разряжается;
- разрядка или низкий уровень заряда приводят к появлению налета сернокислого свинца на пластинах аккумулятора (сульфатация);
- разряженную батарею может замкнуть, что полностью выведет ее из строя.
Срок эксплуатации АКБ – 4-5 лет. Но только при условии бережного отношения. Это означает, что она не должна полностью разряжаться или перезаряжаться. Частая разрядка – это путь к сульфатации свинцовых пластин. А скачки напряжения приводят к «закипанию» электролита. В обоих случаях срок работы АКБ сокращается.
Заглохнуть на дороге – событие малоприятное. Поэтому, с приходом отрицательных температур, нужно проверить плотность электролита во всех банках аккумулятора. Нормальная плотность в диапазоне 1,27-1,28 г/см3. Если это не так, то аккумулятор нужно снять и поставить на зарядку.
Отличия в хранении сухой и мокрой АКБ
Аккумуляторные батареи бывают двух типов: сухие и мокрые. Сухими называются аккумуляторы, которые выпускаются без жидкости. В них нужно заливать электролит только перед эксплуатацией. Хранить такие АКБ в сухом виде можно годами, соблюдая несколько требований:
- не снимать защитную упаковку;
- не оставлять под прямыми солнечными лучами;
- соблюдать температурно-влажностный режим, заявленный производителем.
Мокрая АКБ – это батарея, заправленная жидкостью. Ее не нужно сливать перед хранением. Но важно проверить уровень и плотность электролита. Мокрый источник питания нужно предварительно подготовить к хранению.
Подготовка аккумулятора к хранению
Если зимой машина ездить не будет, то идеальный способ зимовки для нее – в теплом гараже. В этом случае достаточно снять минусовую клемму с батареи, чтобы исключить повышенный разряд АКБ, и иногда проверять уровень заряда.
При простое в несколько месяцев хорошее решение – снять аккумулятор и хранить его отдельно от автомобиля. Но сначала АКБ нужно подготовить:
- очистить поверхность от загрязнений;
- смазать клеммы техническим вазелином;
- проверить уровень электролита (жидкость должна полностью покрывать пластины);
- проверить плотность электролитов.
АКБ должна быть заряженной или разряженной?
Вне зависимости от того, будет храниться АКБ вместе с машиной или отдельно от нее, аккумулятор должен быть заряжен. В длительно разряженном аккумуляторе происходят опасные процессы:
- сульфатация;
- потеря части емкости.
В результате аккумулятор преждевременно выходит из строя.
Условия хранения
Оптимальные условия для длительного хранения аккумулятора в помещении:
- Температура воздуха выше нуля, но не выше + 15° С.
- Низкая влажность в помещении.
- Отсутствие прямых солнечных лучей на корпус АКБ.
- Вентиляция в помещении. В случае саморазряда в воздух выделяются взрывоопасные вещества.
Идеальное помещение для хранения: темное, прохладное и сухое. АКБ нужно положить горизонтально на твердую поверхность: на пол или стеллаж.
Важно: запрещено ставить аккумуляторы друг на друга!
Как долго можно хранить АКБ без подзаряда?
Как часто нужно поверять подзаряд АКБ? Это зависит от ряда факторов:
- условий хранения;
- длительности хранения без использования;
- срока службы батареи.
Новые батареи при правильном хранении достаточно проверять один раз в три месяца. Батареи, которые эксплуатировались более года, разряжаются быстрее, поэтому, проверять их нужно чаще.