Мотор стучит на холодную: основные причины стука в двигателе
Стук в холодном двигателе может появиться в любое время года и при любой температуре воздуха. У этой проблемы есть много причин, но всего одно проявление — посторонний шум в моторе сразу после запуска. Стук слышен в течение 1-2 минуты, и по мере прогрева он исчезает.
Сегодня мы расскажем, откуда берется звук, и что с этим делать.
Основные причины стука в двигателе
Износ двигателя
Проблема характерна для автомобилей с пробегом. Стук появляется при износе отдельных элементов мотора:
- Гидрокомпенсаторы.
Детали утрачивают функции в результате естественного истирания, несвоевременной замены масла или применения неподходящей СОЖ. - Клапаны.
В процессе эксплуатации в двигателе меняются тепловые зазоры. Когда они перестают соответствовать норме, появляется стук. - Коренные вкладыши.
Посторонние звуки появляются при износе подшипников, когда зазор увеличивается сверх нормативных значений. Стук металлический, приглушенный, прослушивается в области картера на низких оборотах и при резком нажатии на педаль газа. Можно заметить шумы сразу после запуска двигателя. Они пропадают, когда давление в смазочной системе повышается. - Вкладыши шатунов.
Стук шатунных вкладышей слышен отчетливо, громко. Интенсивность звука повышается в момент набора оборотов. Если продолжать эксплуатировать машину, двигатель может заклинить. - Поршни.
Стук раздается в блоке цилиндров. Причина — появление зазора. Обычно это негромкий глухой звук, который может сопровождаться щелчками. Стук появляется в холодном двигателе и исчезает после прогрева, но может снова появиться при резком снижении оборотов во время движения. Первые звуки можно услышать при величине зазора 0,3-0,4 мм, когда машине требуется минимальный ремонт. - Поршневые пальцы.
Стук также локализуется в блоке цилиндров, но он звонкий, высокий, металлический. Звук усиливается при перегазовке и во время сброса газа. Двигатель начинает стучать при зазоре в поршневых пальцах от 0,1 мм.
Со временем любая поломка усугубится и может привести к отказу агрегата.
Ослабление ремня ГРМ
Слабый ремень ГРМ сбивает такт, появляется стук. Если смещение произошло на 1-2 зуба, шум будет проявляться постепенно. На первых порах это может быть едва заметное постукивание клапанов, которое почти не слышно на работающем двигателе. Со временем звук усиливается.
Если не обратить на проблему внимания, ремень ГРМ порвется. Последствия хорошо знакомы большинству автовладельцев — можно попасть на капитальный ремонт двигателя.
Стук при детонации топлива
Особенность стука в том, что он может проявляться и на холодном, и на прогретом двигателе. Частота постукиваний увеличивается или уменьшается в соответствии с оборотами. Причина детонационных шумов — несвоевременное возгорание топливной смеси, которое приводит к взрывам. Стук при этом может проявляться на разных этапах работы мотора:
- сразу после запуска на холостых оборотах;
- при резком ускорении;
- во время езды под повышенной нагрузкой;
- при неправильном выборе передачи.
Детонационные стуки возникают в результате заправки некачественным топливом или бензином неподходящей марки. Причиной шума также может быть повышение степени сжатия, образование нагара на дне цилиндра, неправильный выбор свечей зажигания.
Отсутствие моторного масла
Стук может появиться сразу после замены СОЖ. В момент пуска двигателя масло прокачивается по системе, заполняет маслопровод, поэтому некоторое время агрегат работает на сухую — слышен характерный шум. Стуки быстро исчезают и повторно не появляются.
При снижении уровня масла в двигателе также слышен посторонний шум. По мере прогрева и при повышении оборотов стук усиливается — это признак масляного голодания узлов трения.
Что делать, если двигатель стучит на холодную
В первую очередь проверьте уровень масла. Стук может появиться из-за снижения давления в системе. Если с маслом все в порядке, требуется тщательная диагностика автомобиля. По результатам проверки специалист даст рекомендации по ремонту или обслуживанию авто. Вид работ зависит от причины стука.
Если стучат клапаны, нужна регулировка. Это рекомендуется делать на плановых ТО через 20-30 тыс. км пробега.
Если неисправны гидрокомпенсаторы, проводится диагностика. Иногда достаточно поменять масло и фильтр. В сложных случаях требуется ремонт или замена компенсаторов.
Проблема с детонацией решается регулировкой системы зажигания. Также мы рекомендуем заправляться на проверенных АЗС с качественным топливом.
Мы описали основные причины возникновения стуков в двигателе на холодную. Если вы замечаете хотя бы один из них в вашем автомобиле, приезжайте на диагностику в наш автосервис. Наши специалисты с большим опытом, всегда готовы предоставить вам свои услуги в нашем сервисном центре ЭКСПЕРТ САМАРА на Ново-Урицкой 22. Предварительная запись по номеру телефона 8(846)9 7777 11