Nissan и японский Университет Васэда испытывают процесс утилизации электродвигателей
В сентябре текущего года компания Nissan сообщила о запуске тестовых испытаний новой технологии извлечения редкоземельных металлов из отработанных электродвигателей автомобилей. Процесс будет отрабатываться на базе частного японского Университета Waseda.
Суть испытаний
Цель начавшихся испытаний – к 2025 году повысить эффективность извлечения редкоземельных металлов без привлечения ручного труда.
Магниты, которыми комплектуются электродвигатели, включают в себя редкие и дорогостоящие металлы, такие как неодим и диспрозий.
Повторное использование этих металлов решает сразу несколько задач:
- снижение выбросов в атмосферу;
- уменьшение урона, наносимого природе от добычи металлов;
- стабилизация спроса и предложения редкоземельных металлов, а значит и снижение ценовых колебаний.
До сих пор, специалисты компании Nissan извлекали магниты из электродвигателей в несколько этапов. Часть операций производилась вручную. Скорость переработки отработанных двигателей при этом невысокая.
В случае успешных испытаний новой технологии, компания сможет более эффективно и быстро извлекать редкоземельные металлы с меньшими затратами сил и времени.
В основе технологии лежит пирометаллургический процесс при котором разбирать двигатель не нужно.
Обзор процесса утилизации электродвигателей
Новая технология извлечения редкоземельных металлов из электродвигателей состоит из нескольких этапов:
- В двигатель вводятся чугун и науглероживающий материал. После этого двигатель нагревают до 1400 градусов, при которых он начинает плавиться.
- В жидкую расплавленную смесь добавляют оксид железа и некоторое количество флюса.
- После этого смесь разделяется на две фракции: шлак с оксидами редкоземельных металлов и сплав железа с углеродом. Шлак легче, поэтому он всплывает на поверхность, а более тяжелый железный сплав опускается на дно.
- Редкоземельные металлы извлекаются из шлака.
Технология позволяет на 50% сократить время и усилия по извлечению металлов и повышает эффективность их добычи до 98%.
Перспективы
На протяжении ближайших пяти лет компания Nissan будет испытывать и совершенствовать технологию, а также развивать систему утилизации электродвигателей.
Одно из приоритетных направлений компании – развитие программы «Nissan Green 2022», которая направлена на решение четырех основных задач:
- решение проблемы глобального потепления;
- снижения зависимости от ресурсов;
- повышение качества воздуха;
- борьба с мировой нехваткой воды.
Продвижение электрификации транспорта, повышение эффективности извлечения редкоземельных металлов из электродвигателей автомобилей и снижение их применения в электродвигателях – важный вклад в решение поставленных задач.
В 2020 году компания использует на 85% меньше редкоземельных металлов в двигателях автомобиля Nissan Note e-POWER, чем в Nissan LEAF 10 лет назад.