Nissan и японский Университет Васэда испытывают процесс утилизации электродвигателей

В сентябре текущего года компания Nissan сообщила о запуске тестовых испытаний новой технологии извлечения редкоземельных металлов из отработанных электродвигателей автомобилей. Процесс будет отрабатываться на базе частного японского Университета Waseda.

Суть испытаний

Цель начавшихся испытаний – к 2025 году повысить эффективность извлечения редкоземельных металлов без привлечения ручного труда.

Магниты, которыми комплектуются электродвигатели, включают в себя редкие и дорогостоящие металлы, такие как неодим и диспрозий.

Повторное использование этих металлов решает сразу несколько задач:

  • снижение выбросов в атмосферу;
  • уменьшение урона, наносимого природе от добычи металлов;
  • стабилизация спроса и предложения редкоземельных металлов, а значит и снижение ценовых колебаний.

До сих пор, специалисты компании Nissan извлекали магниты из электродвигателей в несколько этапов. Часть операций производилась вручную. Скорость переработки отработанных двигателей при этом невысокая.

В случае успешных испытаний новой технологии, компания сможет более эффективно и быстро извлекать редкоземельные металлы с меньшими затратами сил и времени.

В основе технологии лежит пирометаллургический процесс при котором разбирать двигатель не нужно.

Обзор процесса утилизации электродвигателей

Новая технология извлечения редкоземельных металлов из электродвигателей состоит из нескольких этапов:

  1. В двигатель вводятся чугун и науглероживающий материал. После этого двигатель нагревают до 1400 градусов, при которых он начинает плавиться.
  2. В жидкую расплавленную смесь добавляют оксид железа и некоторое количество флюса.
  3. После этого смесь разделяется на две фракции: шлак с оксидами редкоземельных металлов и сплав железа с углеродом. Шлак легче, поэтому он всплывает на поверхность, а более тяжелый железный сплав опускается на дно.
  4. Редкоземельные металлы извлекаются из шлака.

Технология позволяет на 50% сократить время и усилия по извлечению металлов и повышает эффективность их добычи до 98%.

Перспективы

На протяжении ближайших пяти лет компания Nissan будет испытывать и совершенствовать технологию, а также развивать систему утилизации электродвигателей.

Одно из приоритетных направлений компании – развитие программы «Nissan Green 2022», которая направлена на решение четырех основных задач:

  • решение проблемы глобального потепления;
  • снижения зависимости от ресурсов;
  • повышение качества воздуха;
  • борьба с мировой нехваткой воды.

Продвижение электрификации транспорта, повышение эффективности извлечения редкоземельных металлов из электродвигателей автомобилей и снижение их применения в электродвигателях  – важный вклад в решение поставленных задач.

В 2020 году компания использует на 85% меньше редкоземельных металлов в двигателях автомобиля Nissan Note e-POWER, чем в Nissan LEAF 10 лет назад.