Отличия антифризов. Что заливать в двигатель?
Антифриз — это незамерзающая жидкость, которая циркулирует в системе охлаждения двигателя. Материал также используется в качестве противообледенителя.
Существует несколько видов антифризов, различающихся по составу и пакету присадок. Мы расскажем о свойствах жидкостей и о том, как выбрать подходящую для вашего автомобиля.
Виды антифризов по типу присадок
Карбоксилатные (органические, OAT)
OAT — Organic Acid Technology. В составе антифриза только органические ингибиторы коррозии. Охлаждающая жидкость (ОЖ) не содержит фосфатов, аминов, силикатов, боратов, аминов. Карбоксилатные антифризы локализуют уже имеющиеся очаги коррозии в системе охлаждения и останавливают процесс окисления. Толщина пленки в локальном защитном слое составляет не более 0,1 микрона.
ОЖ имеет ярко красный цвет. Срок службы — до 250 000 км или 5 лет.
Традиционные (неорганические, IAT)
IAT — Inorganic Acid Technology. Охлаждающие жидкости на силикатной основе. В состав ОЖ входят нитриты, фосфаты. Антифриз создает на внутренних стенках труб тонкую пленку, которая защищает металл от коррозии, но при этом ухудшает отвод тепла.
Силикатные антифризы не используются в заводской комплектации автомобиля. Они обычно применяются для замены ОЖ во время техобслуживания.
Гибридные (HOAT)
HOAT — Hybrid Organic Acid Technology. В состав жидкостей входят органические ингибиторы и силикаты, произведенные по европейской технологии. В ОЖ также добавляются фосфаты или нитриты в качестве присадок.
Гибридные антифризы более устойчивые к кавитации, чем карбоксилатные, благодаря присутствию неорганических добавок. Нитриты и фосфорные соли снижают риск появления пузырьков в СОЖ.
Гибридные охлаждающие жидкости применяются в основном в коммерческом автотранспорте, спецтехнике и других машинах с двигателями с «мокрыми» гильзами, наиболее подверженными кавитации.
Цвет СОЖ — синий, зеленый, бирюзовый, желтый. Срок службы составляет 3 года или 100 000 км.
Лобридные
Лобридные антифризы маркируются буквами NOAT, SiOAT, POAT и производятся по «малогибридной» (low hybrid) технологии. В состав жидкостей входят органические ингибиторы и минеральные компоненты в малых количествах. Антифризы обеспечивают эффективный отвод тепла, защищают алюминиевые детали мотора от коррозии. Повышенная температура кипения позволяет использовать лобридные СОЖ в тяжелонагруженной технике.
Цвет жидкости — сиреневый или ярко красный. Срок службы: 200 000 км или 10 лет.
Антифризы серии G
Охлаждающие жидкости G11, G12, G13 разработаны автоконцерном VolksWagen и широко используются не только в иномарках, но и в автомобилях российского производства. Антифризы различаются по составу и назначению.
G11 (VW TL 774-C)
Материал предназначен для заливки в машины до 1996 года выпуска. В составе G11 присутствуют нитраты, фосфаты, силикаты, борсодержащие соли. Рекомендуется ежегодно менять антифриз. Максимальный срок эксплуатации — не более 3 лет.
G12 (VW TL 774-D)
СОЖ на карбоксилатной основе, не содержит минеральных добавок. Антифриз эффективно защищает металлические поверхности от коррозии.
G12+ (VW TL 774-F)
Карбоксилатный антифриз с улучшенным составом. В состав ОЖ входит этиленгликоль, органические присадки. Жидкость образует на поверхностях тонкую пленку, которая почти не влияет на теплообмен. Антифриз G12+ можно смешивать с G11, но интервал замены при этом сокращается до двух лет.
G12++ (VW TL 774-G)
Лобридный антифриз, совместим со всеми охлаждающими жидкостями серии G.
G13 (VW TL 774-J)
В состав ОЖ вместо этиленгликоля входит глицерин в количестве 20 %. Продукт более экологичный, чем G12++, и способствует сокращению выбросов углекислого газа. Среди преимуществ антифриза высокая степень защиты от меловых отложений, коррозии, хорошие охлаждающие свойства.
G12 EVO (VW TL 774-L)
Новая марка антифриза на карбоксилатной основе. В состав входят силикаты и фосфаты для лучшей защиты металлических элементов от коррозии. Антифризы G12 EVO устойчивы к кавитации, перегреву, замерзанию.
Чем различаются цветные антифризы
Все охлаждающие жидкости изготавливаются на основе этиленгликоля или пропиленгликоля — это бесцветные основы. В антифриз добавляется краситель, чтобы ОЖ стала визуально более заметной. В СССР существовало только два вида жидкостей:
- голубая для температур до -40 ˚С;
- красная для температур до -65 ˚С.
Современные производители окрашивают антифризы в произвольные цвета, поэтому свойства ОЖ не зависят от ее оттенка. Просто цветная жидкость удобнее в использовании. По окрашенной ОЖ легче определять ее уровень в баке, проще найти место протечки. Цветной антифриз не спутаешь с водой. Если ОЖ мутнеет, приобретает бледный оттенок, значит, пора ее заменить.
Антифриз или тосол
Под маркой «Тосол» в Советском Союзе производилась обычная охлаждающая жидкость. По химическому составу антифриз похож на материалы марки G11. Смешивать тосол с ОЖ других видов не рекомендуется.
Как выбрать антифриз для автомобиля
Тип охлаждающей жидкости указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. Производитель дает рекомендации с учетом материалов, из которых изготовлены детали системы охлаждения. Если заливать неподходящий антифриз, ускорится износ и разрушение внутренних элементов. Информацию по типу охлаждающей жидкости также можно найти на официальном сайте автопроизводителя.