Выгоден ли электромобиль в 2023 году: плюсы и минусы

Несмотря на растущую популярность электромобилей, у многих еще остаются предубеждения: электрический транспорт — это дорогая покупка, эксплуатация, трудности с поиском запчастей и проблемы в зимний период. 

Практика же показывает обратное. Большинство электромобилей — это удобные, простые в обслуживании и экономичные машины. Автолюбители, которые сменили авто с ДВС на электротягу отмечают сокращение расходов в 3-9 раз. При этом купить неплохой электромобиль с пробегом можно в пределах 1 млн рублей и даже дешевле. 

Что предлагает российский рынок

При слове «электромобиль» сразу возникают ассоциации с футуристичной «Теслой», престижными мировыми автосалонами, где цена моделей достигает сотен тысяч и миллионов долларов. На самом деле на вторичном рынке множество бюджетных авто с достойными характеристиками. 

Ради любопытства можно заглянуть на популярный сайт объявлений. По состоянию на август 2023 года по запросу «электромобиль» выходит более 1300 предложений. Ценовой разброс от 11,5 млн за Hongqi E-HS9 AT 2021 года с пробегом 2630 км до 450 тыс. рублей за Nissan Leaf 2011 года с пробегом 134 733 км. 

Итак, электромобиль — это не дефицитный и вполне доступный транспорт. Выбор хороший, можно найти модель под конкретные запросы в разных регионах РФ. Покупка хорошей машины с электродвигателем обходится не дороже, чем авто с ДВС. 

Плюсы и минусы электромобиля

Рассмотрим преимущества и недостатки машин, выявленные автовладельцами. 

Плюсы электромобиля: 

  • тишина в салоне: электромотор работает значительно тише, чем двигатель внутреннего сгорания; 
  • быстрый старт с места; 
  • постепенное привыкание к езде с разрешенной скоростью: повадки лихача на дороге быстро разряжают батарею; 
  • передовое электронное оснащение; 
  • экологичность; 
  • экономичная зарядка по сравнению с ценами на топливо;
  • высокое качество сборки, так как почти все модели, представленные на рынке РФ, производятся полностью за рубежом. 

Минусы электромобиля: 

  • ограниченная скорость; 
  • затраты времени на зарядку батареи; 
  • зависимость скорости разрядки от манеры езды: при перегазовке, езде на высокой скорости аккумулятор быстро садится; 
  • слабо развитая сеть зарядных станций. 

Электромобили отлично проявляют себя в езде по городу и пригородным районам. Инфраструктура для обслуживания таких машин пока слабо развита в России, поэтому дальние путешествия затруднены, но сеть зарядных станций увеличивается каждый год.

Подсчитаем расходы 

А теперь к цифрам. Сравним расходы на авто с похожими характеристиками: «Опель Астра» 2011 года и «Нисссан Лиф» такого же возраста с электродвигателем. Допустим, что в среднем машина проезжает 80 км в день или 29200 км в год.

Opel Astra 

Средний расход АИ-92 в городском режиме — 9 л/100 км. Это значит, что каждый день автомобиль потребляет 7,2 л. При средней цене 50 руб/л расходы на топливо составят 360 руб/день или 131 400 руб/год.

Затраты на обслуживание: 

  • замена масла и фильтра 3 раза за год (примерно 4000х3 = 12 000 руб.); 
  • замена свечей 1 раз за год (примерно 1500 руб.); 
  • замена ремня ГРМ — посчитаем половину, т. к. замена рекомендуется через 60 000 км, а в нашем примере пробег только 29 200 км (около 6000 руб.). 

Цены примерные, но этого достаточно для сравнения. В год на содержание «Опель Астра» потребуется примерно 150 900 руб. в ценах 2023 г. Сюда же прибавим транспортный налог, который зависит от мощности двигателя и региона регистрации автомобиля. 

Nissan Leaf 

Емкость батареи авто составляет 18 кВтч. Зарядка происходит в основном ночью, поэтому за электроэнергию можно платить по льготному тарифу (с 23:00 до 07:00) — в Самаре это 2,8 руб/кВтч. Расход в сутки составит 50,4 руб., в год — 18 396 руб. Даже по полному тарифу 5,61 руб/кВтч зарядка электромобиля обойдется всего в 100,98 руб/день или 36 857,7 руб/год, что почти в 4 раза ниже расходов на бензин для «Опеля». 

Затраты на обслуживание: 

  • замена масла 1 раз в год (примерно 1500 руб.). 

В электромобиле намного меньше узлов, чем в машинах с ДВС, поэтому они реже требуют ремонта. Итого за год содержание «Ниссан Лиф» обойдется примерно в 20 000 рублей. И это без учета расходов на мелкий ремонт, который тоже рассчитывается не в пользу машины с ДВС. 

В отдельных регионах владельцы электромобилей получают дополнительную выгоду за счет льготы на транспортный налог, предоставления бесплатной парковки и других преференций. 

Вывод

Чтобы принять окончательное решение о покупке электромобиля, необходимо ответить на два вопроса. 

Первый: сколько километров за день предстоит проезжать? Если суточный пробег не превышает 80-100 км, электромобиль подойдет идеально. 

Второй вопрос: есть ли место для зарядки батареи? Можно заряжать авто на специальной станции, в собственном гараже или от зарядки в квартире. Если с зарядкой не возникает этим не возникнет затруднений, смело покупайте электромобиль.